Фотоальбом

Сайт Дизель Кот
назван в честь моего
кота Дизеля, который прожил
короткую, но очень яркую
жизнь и подарил людям много
хорошего настроения
и улыбок

Якутский праздник Ысыах Олонхо

Из Википедии.
Ысыах — день благодарение Айыы в Якутии, Праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми

Осуохай — Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям

Олонхо — древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества»

Вот про это я вам и расскажу

***

Дорога до села Сунтар (координаты 62.165880, 117.661429 или по ссылке ссылке поляна, на которой все происходило), где и проходил праздник вроде бы не длинная, всего двести верст. Но занимает часов пять. Этому есть две причины – совершенно убитая трасса, особенно за пятьдесят километров до Сунтар. Здесь начинается гребенка, причем такая ровненькая, что кажется будто ее специально сделали. Через пару километров езды по такой дороге по спине начинают бегать дикие мурашки и кажется будто мясо от костей отваливается. Вторая причина – переправа через Вилюй в районе села Крестях. Мы ждали паромщика часа полтора, несмотря на то, что в этом месте Вилюй не сильно широкий.

Приехали часов в одиннадцать. Думали опоздаем, поэтому пришлось звонить организаторам и извиняться. Мобильники по дороге, понятное дело не работают поэтому звонил со спутникового телефона.

По приезду обнаружилась нереальная жара, за тридцать градусов с легким колыханием воздуха. А я в костюме и галстуком подвязанный. Положение приглашенного почетного гостя обязывает.

Встречали очень радушно, сразу пошли на место проведения праздника в местный парк. На входе стоят встречающие и всех поздравляют с праздником.

Сразу за ними традиционная веревка плетенная из конского волоса…

… на которую привязывают разноцветные ленточки и загадывают желания. Ленточки выдают здесь же. Надо сказать, что по Якутии очень много мест где встречаются такое вот ленточки. И не обязательно в селениях. Можно ехать по северной трассе и увидеть такое вот местечко, все в ленточках. Наш сопровождающий завязал свою ленту и пожелал, что бы праздник прошел отлично. (На фото не он, а очередной гость загадывающий что то)

Национальные костюмы очень красивые и разнообразные За весь праздник я не увидел не одного одинакового костюма.
На головах у женщин одет обруч с висюльками на висках

Вдоль дорожки оформлен орнамент из подручных материалов

Кто то в парится в пиджаках, как и я. А кто то в национальных костюмах. Я почему то сильно подозреваю, что они в них не потеют. Кстати в костюмах это не рядовые участники, это главы улусов. Районов, то есть.

На праздник надевают все самое нарядное и красивое, которое шьется задолго до начала праздника. Не обязательно полный комплект национальной одежды, но хоть одна часть ее должна быть.

У забора стоит бабуля с лошадкой и продает кумыс. Она сюда приезжает уже много-много лет, наверное дольше, чем я живу. Лошадка сама знает куда идти. Приходит, утыкается мордой в забот и смиренно стоит так, пока домой не позовут.

И все таки. Им не жарко в этих шапках?

Видел несколько ветеранов. Почему то уверен, что в войну все они были снайперами. Особенности традиций, знаете ли.

Детишек тоже стараются нарядить покрасивее. Понятное дело себя не забывая.

Никто не отлынивает от участия.

Мобила – наше все!

Красота…

Трибуны хоть и не большие, но набиты плотно.

… Какой же Тойон без ножа?

Костюмы, костюмы… Громадное разнообразие…

Вдоль кромки леса застенчиво переминались с ноги на ногу девушки по обе стороны, если я правильно понимаю, коновязи.

Мы, под пофамильное объявление прошествовали колонной по центру поля и поползли на гостевой участок трибун. Проход туда охранял важный Боотур, снисходительно взирая сверху на суетящуюся внизу толпу.

Усадили нас на застеленные разноцветными накидками места.

И вот началось. В самом начале перед трибунами прошествовали главы улусом на красиво оформленных конях.

Они радостно махали метелками из конских хвостов и шествовали дальше

Затем сделав круг почета они уступили место следующим.

Вышел ведущий… и понеслось. С этого момента и до конца праздника я не понял не единого слова, потому, что все было на якутском. Как в другой стране, чесс слово

…Народ внимал каждому слову…

После ведущего на поляну выбежали танцоры, и вот именно тут и понеслось… Видите дымки? Это запалили сухой навоз. Он не горит, а тлеет. Причем дым пахнет как от обыкновенного костра.
— А зачем? – спросил я.
— Традиционно считается, что дым очищает души – молвил сопровождающий. Потом подумал, и добавил – Да и от комаров помогает.

Танцевали красиво, задорно и с душой. Это всегда чувствуется, когда танцуют с удовольствием, а когда по принуждению.

После ребятишек выскочила девушка в цветном… и дальше я понял танец без перевода.

Справа от себя, она метелкой из конского хвоста, в танце подманивала мужчин, которые осторожно приближались к ней…

…Затем слева подманила девушек, которые так же осторожно к ней приближались

Затем – что то типа хоровода. Если я все правильно понял, то девушка, это богиня любви, которая соединяет сердца.

…И уже настоящий хоровод

Какой размах!

Затем вышел шаман. Настало время жертвоприношений. Я грешным делом подумал, что в жертву могут принести и кого-нибудь из гостей, поскольку их было, наверное, больше, чем хозяев. И даже немного поежился. Но нет, все обошлось.

На непонятном мне языке, он что то долго говорил мелодичным голосом. А в это время, воин разжигал жертвенный очаг.

Проговорив мне непонятные пожелания, заклинания и еще что то, шаман подошел к очагу поднял руки , при этом не прекращая говорить…

…и начал процесс жертвоприношения. Из чаши он брал кусочки чего то съедобного…

… и кидал в огонь

После того, как огонь милостиво принял подношения, шаман прочел над ним то ли заклинание, то ли пожелания, взмахнул метелкой…

… и залил огонь кумысом.

Все. Традиция жертвоприношения была соблюдена.

После чего опять национальные танцы юношей и девушек.
Размах танца – по всей поляне величиной с футбольное поле.

Вскоре поляна очистилась, тревожно заиграл хомус и неожиданно из леса, выскочили люди в белом и стремительно кинулись к трибунам. Я аж вздрогнул от неожиданности.

И тут по трибуне прокатился гогот. Над чем все смеются я понял когда посмотрел на поляну. Там собака из жертвенного очага кушала дары шамана. А что, вкусняшки поджарились, почему бы и не съесть?

За ней прибежала вторая, и вместе они славно пообедали. Прогонять их никто не стал, все отнеслись к ним с присущим якутам юмором.

Лица….Эмоции…

И опять танцы. Красивые и заводные. Я получил незабываемое удовольствие глядя на них.

В финале танцевальной части традиционный и древний, как сама земля, танец Осуохай (ударение на второе «о») Я давно мечтал его посмотреть, и вот свершилось.

Сейчас танец просто дань традиции. А вот ночью будет настоящий Осуохай. Люди в нем как один живой организм. Круг движется под равномерные горловые звуки, медленно покачиваясь, то растягиваясь, то сближаясь. Круг распадается еще на несколько кругов, и уже на поляне несколько хороводов, которые то соединяются, то распадаются. И все это под медленные горловые напевы. Как вода на озере слегка колышется, такое ощущение. И так люди могут танцевать всю ночь.

В перерыв я пошел смотреть лошадок, на которых приезжали главы.

Обходя коника, что бы сделать кадр, заметил, что он как то нервно постукивает копытом по травке. Я пристально посмотрел им на попы и с ужасом вспомнил, что читал давно-давно, что нельзя к коням подходить сзади. А то можно и в лоб копытом. Поскольку на моем лбу места для копыта как то не было запланировано, я резко скакнул назад, аж кони удивились.

Для еды, помимо открытых навесов был целый ряд с забавным названием, где можно было покушать, испить кумыса.

Ну и шашлык. Куда же без него? Кстати, шашлык готовят не товарищи с Кавказа, которых я ни одного там и не видел.

Местные жаловались, что китайцы уже освоили выпуск якутских, народных украшений. Низкокачественных и вообще фу. Но почему то сами и продают их.

На каждом углу продают кумыс

Вот у этого товарища купили шашлык.
— Из чего шашлык то? – вопрошали глупые гости
— Говядина, жеребятина, баранина!
— О! Баранина! Дайте две.
Сев за столик и откусив по куску мы переглянулись. Свинина, самая, что ни на есть!
Спросили сопровождающего.
— Да откуда тут бараны?! Есть штук двадцать на все село, так из все по именам знают. В общем немного нас оббаранили.

Но все равно, было вкусно. Сидя вот тут в тенечке и с ветерком, мысли рождались философские и неспешные.

Милиции не возбраняется отдохнуть немного, испить кумыса в тенечке

Это коновязь, сделанная ныне покойным местным жителем.

Строения называются Ураса. В них, как я понял, отдыхали главы улусов.

Место встречи изменить не можно

После перерыва начался спорт.
Зрители особо фанатствующие, образовали полукруг для того, что бы и с трибун было видно.

Национальная борьба с правилами не допускающими двоякое толкование…

А правила таковы: — кто коснулся земли любой частью тела, кроме ступни, тот проиграл.

Трибуны забились опять под завязку и активно переживали за боотуров.

…Любовь…Л’Аморрр

Что это, и что значит, я не знаю. Но красиво.

Из Якутска приезжали ювелиркой барыжить. Цены вполне взрослые.

Второй этап соревнований – перетягивание палки.

Правила тоже простые и справедливые. У кого палка останется в руках, тот и победитель. Ну или кто соперника перетащит через барьер на свою сторону.

Мужики все здоровые, как лоси…

…И некоторые девчата тоже. Да-да-да, это девчата. Запросто коня на скаку пополам переломят, и не заметят.

Третий этап – прыжки. Семь больших прыжков, потом измеряется общая длинна.

Пацаны скакали как лоси от волка, аж завидки брали

Да, должен сказать, что на всем празднике не видело ни одного пьяного. Мало того, еще не видел ни одного с бутылкой пива в руке. Это, знаете ли, там не модно. А модно – с кумысом.


Что может быть лучше прохладного кумыса на такой жаре?

Ага! Конкурент!

И вот опять пришло время танца.
Девушки в белом, с двух сторон поляны запалили дымокур, помахали над ним хвостами…

… и на поляну выскочила молодежь. Азартная и веселая

Как называется танец и что он означает я не знаю, но понравился очень

После танца было состязание в оформлении конской упряжи.

После состязания я пошел к коняшкам, что бы поближе рассмотреть всю красоту

Каждая клепка, каждый квадратик сделан и прикреплен вручную

Стремя

За всем этим лукаво поглядывая, наблюдали три девицы

Красота, просто слов нет

Хвост. Просто хвост.

Как оно сверкает!

«…Что то грустно мне, люди…»

На обратном пути немного послушали сказителя Олонхо. Эти люди могут непрерывно, несколько дней рассказывать Олонхо.

Несмотря на то, что я ни слова не понял, все равно на слух воспринимается красиво и необычно.

Ну вот и все. На прощание купили кумыса и отправились восвояси.

PS Потрясающий в своем радушии и гостеприимстве народ. Хочу опять туда.

Рекомендую почитать еще

Подпишись для получения новых статей на Email,

Google
Запись опубликована в рубрике Репортаж с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.



Добавить комментарий